Российское объединение инкассации
Центрального банка Российской Федерации
  • НОВОСТИ
    ОБЪЕДИНЕНИЯ
    «РОСИНКАС»

ЖУРНАЛ "ПЛАС": РОССИЙСКИЙ РЫНОК ИНКАССАЦИИ: НА ПУТИ К ЕДИНОМУ СТАНДАРТУ?

15.11.2016

О КЛЮЧЕВЫХ ТРЕНДАХ РОССИЙСКОГО РЫНКА ИНКАССАЦИИ ЖУРНАЛ "ПЛАС" БЕСЕДУЕТ С ОЛЕГОМ КРЫЛОВЫМ, ПРЕЗИДЕНТОМ - ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ИНКАССАЦИИ ОБЪЕДИНЕНИЯ (РОСИНКАС) БАНКА РОССИИ, И МИХАИЛОМ ЕРОХОВЦОМ, ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТОМ ОБЪЕДИНЕНИЯ «РОСИНКАС»

ПЛАС: Какие ключевые тенденции вы выделили бы на сегодняшнем рынке услуг перевозки ценностей, включая инкассацию, в РФ и в мире в целом? В частности, что специфично для рынка России и других стран СНГ по сравнению с развитыми зарубежными рынками?

О. Крылов: Есть хорошая поговорка: деньги любят тишину. Особенно это справедливо для наличных. Неслучайно услуги инкассации - один из наиболее закрытых сегментов рынка банковского обслуживания. Это относится как к информационной транспарентности рынка, так и к его низкому уровню открытости для вхождения новых участников.

Как известно, инкассация - весьма специфический бизнес, связанный с серьезными рисками и, соответственно, с необходимостью строгого соблюдения определенных требований безопасности. Соответственно, для добросовестного участника выход на этот рынок сопряжен с ощутимыми инвестициями: в бронированные спецавтомобили, в подготовку и обеспечение безопасности персонала, в его страхование, вооружение, в сопутствующую инфраструктуру (тиры, оружейные комнаты, обучающие программы и т.д.

На этом фоне представляется вполне логичным, что как в России, так и во всем мире этот рынок поделен между небольшой группой крупнейших игроков, занимающих устойчивые позиции. При этом, если говорить о российской специфике, то у нас существенная доля рынка инкассации принадлежит банкам, которые удерживают клиентов, в основном ритейлеров, не только (а порой и не столько) качеством услуг, обеспечиваемым их инкассаторскими службами, сколько дополнительными банковскими сервисами. За счет этого они, в частности, имеют ряд конкурентных преимуществ перед небанковскими структурами, специализирующимися на инкассации,- момент, к которому мы вернемся чуть позже.

В свою очередь, во многих развитых странах коммерческие банки постепенно отказываются от поддержания этого непрофильного для себя, и притом весьма инвестиционно емкого, направления бизнеса. Так, если проанализировать зарубежный опыт, там рынок услуг инкассации уже давно практически поделен между 3-4глобальными CIT-корпорациями, которые при обслуживании клиентов работают в плотной кооперации между собой, а также местными центральными и коммерческими банками. Среди таких структур можно выделить прежде всего Loomis, G4S, Brink'sи Prosegur.

ПЛАС: Какие позиции на российском рынке инкассации занимает сегодня "РОСИНКАС"? Какие задачи в целом решает сегодня ваша структура, в чем заключаются их особенности?

М. Ероховец: Несмотря на некоторое снижение доли розничных платежей с использованием наличных за счет роста популярности безналичных платежей, в России, как, впрочем, и в большинстве развитых стран мира, объем наличной денежной массы в абсолютном выражении продолжает увеличиваться. Таким образом, есть все основания прогнозировать, что в обозримом будущем рынок инкассации будет только расти. Как известно, в России спецификой развития инкассаторского бизнеса в регионах является относительно низкая плотность клиентов, небольшие объемы перевозок, большие расстояния, необходимость координации деятельности службы на больших территориях. Обеспечить коммерческую эффективность инкассации в подобных условиях под силу только таким специализированным перевозчикам, как "РОСИНКАС" ЦБ РФ.

На сегодняшний день разветвленная филиальная сеть объединения "РОСИНКАС" представлена 77 филиалами (территориальными управлениями инкассации), сфера деятельности которых охватывает всю территорию страны. Необходимость присутствия "РОСИНКАС" в каждом регионе обусловлена в первую очередь выполнением функций по перевозке резервных фондов Банка России - задача, которая делегирована исключительно нашему объединению.

С 2015 года в соответствии с принятым Федеральным законом от 30.12.2015 № 426 ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 № 86-ФЗ" на нас возложена также функция по охране объектов Банка России - на сегодняшний день мы охраняем уже более 40% его объектов, и эта доля продолжает увеличиваться. Таким образом, мы играем важную роль в обеспечении безопасности объектов, имущества, а также жизни сотрудников Банка России.

Сегодня "РОСИНКАС"- это более 5200 единиц специального автомобильного транспорта и 17,9 тыс. сотрудников, имеющих специальную подготовку, хорошо знакомых с процедурой и спецификой оказываемых услуг, грамотно оценивающих возможные риски, а также принимающих своевременные адекватные решения в полном соответствии с задачами защиты материальных интересов заказчиков.

Также мы ожидаем рост спроса на комплексные кассово-инкассаторские услуги со стороны клиентов, особенно с учетом планов Банка России по оптимизации сети региональных расчетно-кассовых центров.

ПЛАС: Насколько в целом актуальны угрозы ограбления для перевозчиков ценностей, включая банковских инкассаторов, в условиях текущей экономической реальности?

О. Крылов: Угрозы ограбления перевозчиков ценностей в условиях экономической нестабильности все более актуальны. Об этом нам напоминают и средства массовой информации, периодически доводя до населения трагические подробности случившихся ограблений. Общеизвестно, что чем выше уровень экономики в стране, удовлетворенность населения качеством жизни, тем ниже уровень преступности. Напротив, нестабильная экономическая ситуация порождает рост преступности, что не может не сказываться и на безопасности работы инкассаторов.

Согласно статистике МВД, за 2015 год в России было совершено более 200 нападений на различных перевозчиков наличности. Показательно, что из них только 12 пришлось на профессиональные лицензированные организации. Для сравнения: в 2014 году было совершено 271 аналогичное преступление, при этом лицензированные инкассаторские структуры подверглись нападению только в 11 случаях, основная же масса нападений и в прошлом, и в позапрошлом году приходилась на ЧОПы и различных теневых перевозчиков наличности. Говоря о безопасности в сфере НДО,можно отметить и существенный всплеск преступлений, связанных с устройствами банковского самообслуживания - банкоматами и платежными терминалами. Например,в 2015 году количество различных видов хищений из банкоматов и терминалов превысило 4100 случаев за год. Правда, за первое полугодие 2016-го таких преступлений зарегистрировано чуть более 1000, что позволяет надеяться на благоприятную тенденцию в данной сфере. Впрочем, данный спад может быть обусловлен и сокращением общего парка банковских платежных терминалов.

ПЛАС: Вы упомянули теневых перевозчиков наличности - судя по всему, для такого рода структур вход на рынок инкассации стоит значительно дешевле, чем для специализированных инкассаторских компаний? Какое влияние они оказывают на рынок в целом? С какими негативными факторами здесь приходится сталкиваться?

О. Крылов: Совершенно верно! Когда я говорил о высокой цене входа на рынок, я не случайно подчеркнул, что это справедливо только для добросовестных участников. Поскольку, к сожалению, сегодня существует целая прослойка компаний, которые пытаются игнорировать практически все правила и требования, принятые в инкассаторском бизнесе. Речь идет прежде всего о "серых" и "черных" перевозчиках наличности.

Очевидно, что для такого рода структур оказание инкассаторских услуг (в том виде, как они их понимают) практически не связано со сколько-нибудь серьезными инвестициями. Вместо бронированного специального автотранспорта они используют обычный, вплоть до подержанных "жигулей", а также зачастую не обучают и не защищают своих сотрудников.

О результатах такого подхода свидетельствует уже приведенная мной статистика МВД. Очевидно, что преступники выбирают в качестве жертв самые уязвимые инкассаторские службы. Неподготовленный перевозчик десятков миллионов рублей, не имеющий ни бронеавтомобиля, ни порой даже бронежилета, - идеальная мишень для нападения, в отличие от опытной инкассаторской команды, вооруженной самыми современными средствами обеспечения безопасности и постоянно находящейся в прекрасной физической и, если можно так выразиться, психологической форме.

Не буду скрывать – в "РОСИНКАС" мы очень бережно относимся к нашим людям. Да, у нас действительно тяжелые условия работы. Инкассаторам порой приходится преодолевать много сотен километров в замкнутых условиях, в состоянии напряжения, с оружием, охраняя иногда поистине огромные суммы наличных денег. Поэтому особое внимание мы уделяем подготовке персонала. Так, у нас есть свой учебный центр, оснащенный по последнему слову техники, а недавно мы приняли решение о введении штатной должности психолога.

Аналогичный подход в той или иной мере практикуют все добросовестные участники рынка инкассации, включая, конечно же, Сбербанк России, также обладающий современнейшим центром подготовки инкассаторов.

По этой причине на сегодняшний день основная доля легального инкассаторского рынка поделена, как я уже говорил, между несколькими крупнейшими участниками. В то же время "серые" инкассаторские структуры наряду с повышением криминогенной обстановки способствуют необоснованному занижению стоимости услуг инкассации, поскольку в большинстве случаев практикуют откровенный демпинг. Они могу себе позволить при минимальных вложениях предлагать существенно более низкие расценки, чем профессиональные лицензированные структуры. В результате последние оказываются менее конкурентными в плане своих цен (конечно же, с точки зрения их абсолютной величины, а не соотношения цена/качество), а некомпетентные (либо недальновидные) заказчики из числа ритейлеров (или обслуживающих их банков, практикующих аутсорсинг инкассации) - подвергать себя неоправданно высоким рискам.

Конечно же, нас как ключевого участника рынка инкассации структуру Банка России не может устраивать подобная ситуация. Мы остро заинтересованы в том, чтобы все игроки здесь были добросовестными и соблюдали все установленные требования. Свежим примером здесь может выступать история банка "Адмиралтейский", который в 2015 году проводил крайне агрессивную политику, стремясь захватить как можно больший кусок рынка. Практика показала, что бывает, когда банк, который активно позиционировал себя, в том числе в сегменте инкассации, "неожиданно" лишается лицензии. Все закончилось, по законам жанра, масштабным" схлопыванием", обернувшимся огромными проблемами для большого числа клиентов банка, как ритейлеров, так и небольших кредитных организаций. В результате Объединению "РОСИНКАС" пришлось срочно создавать свои дополнительные подразделения в Москве и Санкт-Петербурге и переводить к нам на обслуживание бывших клиентов банка "Адмиралтейский", у которых к этому моменту уже "зависли" огромные суммы необработанной наличности. Всех подробностей я приводить не буду, но скажу лишь, что для успешного разрешения данной ситуации нашим службам пришлось в течение нескольких недель работать круглосуточно. Вот лишь один пример, чем может обернуться демпинг на рынке инкассации.

Отмечу, что, предлагая ритейлерам даже качественные услуги перевозки наличных, соответствующие всем установленным требованиям к безопасности, банки в ряде случаев все равно демпингуют. В этом случае их совершенно нереалистичные расценки на этот вид сервиса обусловлены тем, что инкассация предлагается в пакете с другими сервисами, включая расчетно-кассовое обслуживание, кредитование бизнеса и т. п., за счет которых банк и получает основную прибыль от работы с ритейлером. Инкассация в этом случае служит своего рода бонусом и предоставляется "по себестоимости" или даже ниже. Очевидно, что и здесь профессиональным инкассаторским компаниям бывает трудно конкурировать, поскольку, не имея банковской лицензии, они могут рассчитывать на прибыль только от своего основного бизнес-направления.

Мировой рынок инкассации поделен между несколькими глобальными структурами - Loomis, G4S, Brink's и Prosegur.

ПЛАС: Насколько в этом плане ситуация за рубежом отличается от российской действительности, и если отличается, то за счет чего?

М. Ероховец: Как я уже отмечал, мировой рынок инкассации почти полностью поделен между несколькими глобальными структурами - Loomis, G4S, Brink's и Prosegur, и коммерческие банки не играют на нем значимой роли. Как это сложилось исторически? Можно предположить, что постепенно, на протяжении десятков лет, все участники рынка пришли к пониманию: этим сегментом движет закон экономии затрат на перевозку, охрану и обработку наличности за счет масштаба. Иными словами, эти услуги становятся по-настоящему прибыльными только в случае работы с очень большими объемами наличных, которые не может позволить себе ни один отдельный коммерческий банк. В результате банки стали отказываться от реализации этой функции силами собственных служб инкассации как от непрофильной - пользоваться услугами специализированных компаний-гигантов, работающих с тысячами банков по всему миру, оказалось гораздо выгоднее. И сегодня эта тенденция продолжает набирать обороты по всему миру, не исключая Россию.

Да, сегодня у нас этот процесс еще далек от завершения. Но он очень хорошо просматривается, в том числе, на фоне опыта "РОСИНКАС": несмотря на то что многие банки до сих пор имеют собственные службы инкассации, они все чаще обращаются к нам с просьбой принять их на обслуживание. Речь идет в том числе о крупных кредитных организациях, в первую очередь - в регионах. Все они стремятся так или иначе сократить собственные службы инкассации, делегируя все больше функций специализированным компаниям.

ПЛАС: Как в этом случае может быть решен вопрос с демпинговыми ценами на инкассаторские услуги? Насколько мы понимаем, одной лишь экономией на масштабе добросовестные участники рынка не могут противостоять демпингу "серых" и"черных" перевозчиков наличных?

О.Крылов: Этот вопрос мы поднимали неоднократно, в том числе на Всероссийском совещании Банка России, которое ежегодно проходит весной и собирает руководителей всех территориальных учреждений ЦБ РФ. Мы считаем, необходимо организовать жесткую систему проверок, позволяющих контролировать качество и безопасность работы всех операторов на рынке перевозки наличных денег. Поскольку демпинговые цены, предлагаемые небольшими структурами, являются не чем иным, как следствием систематического нарушения строго прописанных правил инкассации, определенных Банком России. А каждое такое правило в буквальном смысле пишется кровью, за каждым стоят нападения на инкассаторов, хищения многомиллионных сумм и человеческие жизни. И поэтому ситуация, когда за счет циничного пренебрежения всеми этими правилами "серые" операторы делают неконкурентоспособными тарифы профессиональных лицензированных инкассаторских компаний со штатом в тысячи сотрудников (к слову, только в "РОСИНКАС" сегодня работают почти 18 тыс. человек), требует оперативного вмешательства. На рынке инкассации должны остаться только добросовестные игроки, играющие по правилам.

ПЛАС: В какой мере оздоровить рынок способно внедрение в РФ единых стандартов перевозки ценностей - процесс, который наблюдается в последнее время, в том числе в рамках создания Ассоциации организаций в сфере наличного денежного обращения, инкассации и перевозки ценностей?

О. Крылов: Обсуждение стандарта - минимальных обязательных требований, которые призваны обеспечить максимально безопасную перевозку ценностей, - проводилось участниками рынка на предыдущей международной конференции "Безопасность оборота наличных денег и ценностей", прошедшей в Казани в 2015 году. Стратегическая задача принятия такого стандарта - сделать рынок инкассации более цивилизованным, обеспечивать должный уровень подготовки инкассаторов, повысить уровень безопасности на рынке, минимизировав таким образом количество"серых", не лицензированных инкассаторов.

Создание Ассоциации российских перевозчиков обусловлено давно назревшей необходимостью формирования цивилизованного рынка перевозки денег.

Требуется "реконструкция" рынка инкассации для того, чтобы на нем, повторюсь, остались только структуры, которые четко выполняют все стандартные требования.

В идеале этому мог бы помочь федеральный закон "Об инкассации", но поскольку эта перспектива не представляется близкой, необходимо как минимум выйти в кратчайшие сроки на подписание упомянутого нормативного акта об инкассаторской деятельности.

В настоящее время идет широкое обсуждение стандарта в отрасли основными инкассаторскими службами крупнейших банков и организаций перевозчиков ценностей. Более того, в развитие стандарта по инкассации разрабатывается и механизм контроля соблюдения этого стандарта. На основании стандарта Банком России подготовлены методические рекомендации для создания отраслевых регламентов.

Предлагаемый отраслевой стандарт описывает основные процессы инкассации и перевозки ценностей, процессы управления, оценку рисков, регламентирует действия в чрезвычайных ситуациях. Учитывая, что рынок услуг перевозки наличных денег представлен не только кредитными организациями, но и другими юридическими лицами, целесообразно выработать единую стратегию для снижения рисков, возникающих при осуществлении перевозки наличных денег. На наш взгляд, данный стандарт, разработанный при участии экспертов Банка России и Ассоциации российских банков, со временем, претерпев, возможно, ряд необходимых изменений, мог бы стать обязательным регулирующим документом для всех перевозчиков наличных денег.

Отмечу, что значительную часть положений этого стандарта "РОСИНКАС" уже принял в рамках собственной деятельности в качестве методических рекомендаций. В настоящее время мы активно обкатываем его у себя, в том числе преподаем в собственном учебном центре. При этом мы открыты к диалогу с крупнейшими перевозчиками ценностей на предмет внедрения этого стандарта в качестве общего. В то же время в своем сегодняшнем виде этот стандарт является всего лишь методической рекомендацией - иными словами, мы никому не собираемся его навязывать. В настоящее время данную инициативу поддержали эксперты из ВТБ24 и Сбербанка, хотя критиков также хватает. В то же время мы отнюдь не считаем, что создали идеальный документ - как любое новшество, наш стандарт, вероятно, нуждается в доработке, и это вполне логично.

ПЛАС: Что показывает мировая практика - как реагирует рынок на инициативы по внедрению единых отраслевых стандартов в сегменте услуг инкассации? Чем они, на ваш взгляд, полезны и перспективны?

М. Ероховец: По мере развития общества и роста уровня культуры бизнеса соответствие принятому единому стандарту становится критически важно для любой деятельности, продукта, услуги. Европейские стандарты инкассации начинались с согласования стандарта по бронированию автотранспорта - сначала на государственных уровнях, а затем на международном. До сих пор даже в разных странах Евросоюза законы в этой сфере могут отличаться, инкассация не везде даже выделена как отдельная сфера деятельности. Фактически именно необходимость четко придерживаться стандартов и регламентов привела к выделению услуги инкассации и перевозки ценностей из спектра непосредственных интересов западных банков.

Услуги по инкассации и перевозке, как правило, оказываются сторонними организациями(уже упомянутые Loomis, G4S, Brink's, Prosegur и др.), которые самоорганизуются в отраслевую ассоциацию, занимающуюся, в том числе, разработкой и поддержанием отраслевых стандартов деятельности. Например, все основные европейские игроки рынка инкассации объединены ассоциацией ESTA (European Security Transport Association), куда помимо перевозчиков ценностей также входит большое количество компаний в области страхования, защиты транспортных средств, производители оборудования и технологий для защиты наличных денег и ценностей при перевозке и т. п. Подобная совместная работа позволяет при создании стандарта наиболее полно учитывать требования и особенности различных участников рынка в отрасли.

Аналогичную ситуацию можно также отметить в Северной Америке, где существует отраслевая ассоциация SCTA (Secure Cash and Transport Association), аналогичная по своей деятельности и задачам ESTA.

Таким образом, создание стандартов и органов, контролирующих и оценивающих их исполнение, в разрезе мирового опыта видится как правильная и весьма эффективная мера.

ПЛАС: Не могли бы вы подробнее рассказать о ключевых моментах стандарта инкассации?

О. Крылов: Одной из основных задач создания данного стандарта является необходимость четкого определения не только понятия "инкассация" как комплекса действий по сбору, доставке и зачислению денег и других расчетных и платежных документов, но и смежных вопросов, связанных с безопасностью людей и ценностей, противодействию отмывания средств, полученных преступным путем, и других моментов организации наличного денежного обращения в стране. Последнее направление заслуживает отдельного внимания. Борьба с отмыванием средств, полученных преступным путем, и противодействие коррупции через стимулирование перехода на современное оборудование, учитывающее серийные номера купюр и пр., выглядит с нашей точки зрения важной задачей организации наличного денежного обращения, кроме реализации основной функции денег как универсального эквивалента.

Ошибочно полагать, что применение технологии ресайклинга исключит необходимость инкассации.

Отмечу, что в целом проблема отсутствия в РФ такого стандарта не уникальна - в половине стран ЕС вообще не существует юридического определения инкассации.

ПЛАС: В настоящее время клиентами "РОСИНКАС" являются более 90 тысяч организаций с различными формами собственности и сферами деятельности на всей территории Российской Федерации. Как меняется спрос ритейлеров на инкассаторские услуги? Насколько они заинтересованы сегодня, например, в услугах самоинкассации?

М. Ероховец: В основном коммерческими клиентами "РОСИНКАС" выступают банки, которые, в свою очередь, обслуживают те или иные розничные структуры. И мы со своей стороны выполняем задачи их инкассации по заявке этих банков. В настоящее время наблюдается рост интереса ритейлеров к возможностям самоинкассации. Как правило, в этом заинтересован и сам обслуживающий банк.

Однако широкого применения эта услуга еще не получила. Этому есть ряд объективных причин. Здесь играют роль и вопросы безопасности, и задачи интеграции в АБС устройств самоинкассации для моментального зачисления денежных средств на счет клиента, и уровень надежности и удобства таких устройств.

Однако мы очень внимательно следим за развитием этих технологий и в настоящее время рассматриваем различные бизнес-планы и схемы их применения в своей работе.

ПЛАС: Если говорить об инкассации сетей банковских устройств самообслуживания - насколько, по вашей оценке, в настоящее время выросла роль cash-менеджмента? Какие задачи здесь решаются с помощью технологий - ресайклеры и т. д., а какие - путем совершенствования и расширения спектра услуг инкассации?

М. Ероховец: Безусловно, эффективное применение cash-менеджмента позволяет оптимизировать весь процесс НДО на предприятии. Применительно к устройствам самообслуживания очень важным моментом является организации мониторинга за состоянием устройства и своевременное прогнозирование необходимости инкассации. Технология ресайклинга также очень перспективна, но это отдельная тема. Ошибочно полагать, что ее применение исключит необходимость инкассации. Прежде всего, потому что эта технология не везде применима и не всегда экономически оправданна. Необходимо очень тщательно просчитывать места и целесообразность установки ресайклеров. Но и в случае их правильного применения необходимость в инкассации остается, правда, уже с другой, более низкой периодичностью.

ПЛАС: Какую роль "РОСИНКАС" отводит использованию спецконтейнеров в своей инкассаторской работе? В настоящее время на мировом рынке предлагается целый ряд такого рода решений от различных производителей, использующих как несмываемую спецкраску, так и различного рода клеи. Ваша оценка перспектив данного типа продукции в РФ? Насколько эффективно решаются вопросы компенсации банкам окрашенных банкнот и гарантий их полной неплатежеспособности? Каким образом удается решить проблему высокой стоимости такого рода решений?

М. Ероховец: В мировой практике и отдельных европейских странах инкассаторы используют спецконтейнеры давно и успешно. Однако в России использование мирового опыта в данном случае несколько ограничено. Прежде всего, спецконтейнеры имеют высокую стоимость, т.к. предлагаются только иностранными производителями и не имеют российских аналогов.

Безусловно, первоочередными инвестициями для нас сегодня по-прежнему являются инвестиции в спецавтомобили, спецсредства, подготовку сотрудников и обеспечение их технической оснащенности и т. п. Развитие именно этих направлений позволяет повышать реальную защищенность сотрудников. Спецконтейнеры, безусловно, также могут стать одним из факторов, который повышает уровень их безопасности. Но только в том случае, если речь пойдет о реализации крупной государственной программы. В ситуации, когда спецконтейнеры применяет отдельный банк, в отсутствие четко прописанного единого стандарта возникает слишком много вопросов. Например, как регламентируются окрашенные банкноты, ставшие неплатежеспособными, и т. д. Кроме того, в рамках такой государственной программы удалось бы значительно снизить стоимость данных решений за счет экономии на масштабе.

Как показывает статистика, в той же ЮАР, которая в паре с Бразилией являются двумя самыми опасными рынками инкассации с точки зрения угрозы нападения на перевозчиков наличных, спецконтейнеры показали себя с самой лучшей стороны - количество нападений на машины со спецконтейнерами там заметно сократилось. Насколько применим местный опыт в отношении России, сказать сложно - страна намного меньше нашей территориально, кроме того, местная система НДО гораздо более централизована: Южно-Африканский резервный банк участвует в одной крупной инкассаторской компании, которая контролирует все кассовые центры на территории страны и до 90% всех перевозок наличности. Благодаря этому там гораздо проще реализовать такого рода госпрограмму. Думаю, что только время покажет реальные перспективы спецконтейнеров на рынке РФ.

ПЛАС: В заключение нашей беседы: каковы, на ваш взгляд, наиболее перспективные направления минимизации так называемого тротуарного риска - проблемы, к которой мы периодически обращаемся в своих номерах и на портале PLUSworld.ru?

О. Крылов: Согласен с вами, на сегодняшний день так называемый тротуарный риск является одной из наиболее серьезных угроз безопасности. Случаи нападения с целью завладения перевозимыми ценностями во время движения спецавтомобиля практически не встречаются - они, как правило, происходят в момент стоянки, остановки автомобиля или во время движения инкассаторов вне автомобиля, по дороге от объекта и непосредственно в самом объекте. Наиболее действенным способом предотвращения и минимизации данного риска представляется максимального близкий подъезд спецавтомобиля к инкассируемому объекту ("дверь в дверь"). Однако на практике к машинам инкассаторов в таких случаях применяются административные санкции, штрафы, т. к. нарушаются ПДД. Данную ситуацию могут исправить органы исполнительной власти, предоставив спецавтомобилям инкассаторских служб исключительные права, позволяющие парковаться на городских парковках бесплатно (оговоренное время, например, не более 15 минут), возможность заезда на тротуары, проезда по полосе, выделенной для общественного транспорта. Подобные меры значительно снизят возможность нападения и сохранят жизни инкассаторов, обычных граждан, находящихся в зоне движения инкассаторов, и перевозимые ценности. Ведь нельзя забывать, что инкассация является не только бизнесом, но и одним из ключевых направлений жизнеобеспечения современного общества, играя важную социальную роль.

Журнал "ПЛАС" №11 (234)